Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вареговская средняя общеобразовательная школа

 

  Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла

за 2015-2016 учебный год

Цель:  проанализировать работу методического объединения учителей гуманитарного цикла.

В 2015-2016  учебном году методическое объединение учителей гуманитарного цикла работало над темой  «ФГОС ООО в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».

В состав методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла входили учителя немецкого языка  Соловьёва Л.Б., Макарова Л.В., русского языка Л.Н.Нургаязова, Никулина Ю.В., Сафонова С.Ю., истории Савина С.В.

 

ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения.  Для достижения поставленной цели  ШМО учителей гуманитарного цикла в течение года решало следующие задачи:

1.       Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС.

2.      Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему вебинаров, курсов повышения квалификации, в том числе дистанционные курсы, обмен опытом, самообразование.

3.       Содействие раскрытию творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

4.      Организация системной подготовки к ЕГЭ и  ОГЭ по русскому языку, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории.

 НАПРАВЛЕНИЯ:

1.      Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных методов обучения.

2.      Разработка с последующим применением эффективных методик тестирования, анализа и подготовки к ЕГЭ и  ОГЭ.

3.      Повышение грамотности письменной и устной речи обучающихся, расширение словарного запаса.

4.      Повышение  результативность личностно-ориентированного образования.

5.      Способствовать всестороннему развитию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

6.      Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: участие в конкурсах, олимпиадах, проектах.

Для решения поставленных задач в течение учебного года было проведено 3 заседания ШМО. Тематика заседаний соответствовала теме ШМО и поставленным задачам. Был проведён открытый урок Сафоновой С.Ю.- 5класс, русский язык- «Употребление имён существительных, стоящих только во множественном числе». Не проведено заседание методобъединения во 2-ой четверти. Учителями были рассмотрены вопросы по реализации новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла, результаты итоговой аттестации по русскому языку, обществознанию, а также были рассмотрены  рабочие программы, программы элективных курсов по предметам гуманитарного цикла на 2015-2016  учебный год. Члены ШМО обсудили план проведения предметных недель, утверждён план работы МО на новый учебный год.

На  уроках учителями использовались  современные педагогические технологии : элементы  проблемного обучения, РКМЧП,  ИКТ, здоровьесберегающие технологии. ПК применяется однотипно практически у всех педагогов.

 

Учителя предметов гуманитарного цикла повышали свои компетенции через курсы, семинары, вебинары. Всеми педагогами пройдены курсы повышения квалификации «Профессиональный стандарт учителя: взаимодействие с родителями», кроме их: Савина С.В. прошла курсы-«Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и историко-культурного стандарта»(72ч), участвовала в вебинарах "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по истории России для 7 кл»,"Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте…", в семинаре : «Проектирование и оценка сценария урока». Логинова О. Б., к.п.н., научный консультант Научно-образовательного центра АО «Издательство «Просвещение». Нургаязова Л.Н. была членом профессионального общественного жюри областной этап Всероссийского конкурса "Учитель года России" . Участвовала в вебинарах "Итоговое сочинение: тематические направления "ДОМ","ЛЮБОВЬ",  "Итоговое сочинение: тематическое направление "Год литературы в России"( из цикла вебинаров "Сочинение?Легко! Перезагрузка")".

Внеклассная работа по предметам

          В течение года учителя работали над развитием интереса обучающихся к предметам, ученики участвовали:

-  в школьных олимпиадах по русскому языку (4 чел.), обществознанию- 3 чел, истории- 3чел.

- в 1 Международной олимпиаде "Мега_Талант" по истории России- (5чел)

- в Международном дистанционном блиц-турнире "История предков", организатор "Новый урок" (6 чел)

- в Международном  дистанционном  блиц-турнире "Общественное устройство" проекта "Новый урок"- (5 чел)

- в Международном конкурсе  по истории Древнего мира и Истории России. Организатор "Я-энциклопедия" (5 чел);

- во Всероссийской олимпиаде (гуманитарный цикл)- 10,11 кл (призёры)

- во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку имени Кирилла и Мефодия-(2чел)

- Команда 10 класса участвовала в областном конкурсе образовательных проектов «Ярославия-уникальный край» с проектом «Топонимические названия с.Варегово и его окрестностей»

- в Международной олимпиаде по русскому языку проекта "Инфоурок" сезон "Зима 2015-2016"- 10 кл-2 чел. (призёры)

- в Международной олимпиаде по литературе проекта "Инфоурок" сезон "Зима 2015-2016"-10 кл-2чел (призёры);

- – 9-11кл.   – брейн- ринг «Знаешь ли ты немецкоязычные страны».

Участие в конкурсах, проектах, викторинах даёт возможность обучающимся проявить свои возможности, раскрыть резервы и увидеть пробелы в знаниях.

 

Решением педагогического совета были приняты формы итоговой промежуточной аттестации

 

Класс

 

Форма промежуточной аттестации

Справились %

«4» и «5»

%

         5

ря

Диктант с грамматическим заданием

100

33

         6

ря

Контрольная работа

100

60

         7

ря

Контрольная работа

100

71

         7

общ

Тест

100

71

         8

ря

Диктант

100

43

         8

лит

Сочинение

82

43

        10

ря

Тест(формат ЕГЭ)

100

25

 

В анализе  работ обучающихся выявлены общие ошибки :

- по русскому языку необходимо обратить внимание на формирование навыка различения частей речи (прил/ прич/дееприч), на тему « Словосочетание» , «Второстепенные чл. предл.» .

Результаты обучающихся свидетельствуют о понимании ими изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применять изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий.

  По результатам общения коллег выявлены недочеты: отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика; не всегда планируется урок на учащихся с высоким уровнем мотивации; не дается домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Итоговая аттестация.

Государственную итоговую аттестацию обучающиеся 9 и 11 классов прошли успешно:

ГИА. 9 класс.

Русский

язык  (Красавина Т.Г.)

5чел

Средн.

балл

Справ.

100%

Успешн.%

27

100

60

 

ЕГЭ.11 класс.

 

Предметы/учитель

min, подтверждающий сдачу экзамена

max

 

 

 

min

 

 

 

средний балл по школе

Успешность

%

Русский язык

(уч.Нургаязова Л.Н.)

24

 

71

70

70.5

100

 

Экзамены по выбору (11класс):

 

предметы

количество

сдаваемых

сдали

экзамен

%

min,

подтверждающий сдачу экзамена

 

min

 

max

средн.балл

по школе

успешность

Обществознание

(уч.Савина С.В.)

2

   

100

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы ШМО показал, что в целом, профессионализм учителей растет, качество преподавания повышается, за счет использования современных методов обучения. Однако проблемой остается

- недостаточная практическая направленность в деятельности ШМО.

 

 

На 2016-2017 учебный год  продолжить  работу над методической темой:

 «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования»

Задачи:

- продолжить знакомство  педагогов с современными технологиями и методиками обучения, в т.ч. информационными, проследить их использование в работе педагогов;

- формировать умения педагогов в области проектирования и конструирования образовательного процесса в основной школе в соответствии с современными требованиями;

- выявлять, изучать, обобщать и распространять творческий опыт педагогов школы через открытые уроки.

 

Формы методической работы:

 - работа учителей над темами самообразования;

- открытые уроки;

- творческие отчеты;

- предметные недели;

 - консультации по организации и проведению современного урока;

- систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов

 

План работы МО учителей гуманитарного цикла

на 2016-2017 учебный год

Изучение нормативных документов по изменениям в государственной (итоговой ) аттестации  в 9, 11 классах.                                                                                                                        (сент.)

Внедрения ФГОС в 7 классе ООО по всем предметам гуманитарного цикла,  анализ и обсуждение проблем.                                                                                                                           (сент.)

Обучение учителей работе с интерактивной доской

Изучение новой линии учебников по ФГОС и их использование                              (авг.)

Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.                   (сент.-декабрь).

Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам.             (в течение года)

Оформление стендов по подготовке к экзаменам в 9-х и 11-х классах.                     (март)

Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля по графику.                                                                                                                 (март)

Приобретение материалов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.                                             (август,март)

Анализ наличия необходимых учебников и программ.                                                (август)

Систематизация тестовых заданий по классам и темам.                                              ( в течение года)

Участие в семинарах для учителей по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Проверочные работы по преемственности в 5-х классе с последующим анализом.(сентябрь)                                                                           

Входные контрольные работы с 5 по 11 классы.                                                           (сентябрь)

Неделя гуманитарных наук                                                                                             (октябрь)

Участие в конкурсах, викторинах различного уровня.

Организация школьных олимпиад.                                                                               (октябрь-ноябрь)

 

Заседания ШМО

1 четверть        

1. Утверждение плана работы на новый учебный год.

2. Основные направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла.

3. Утверждение тем по самообразованию.

4. Корректировка и утверждение рабочих программ учителей

5. Анализ результатов государственной итоговой аттестации и итоговых контрольных работ.

6. Качество знаний учащихся 5 классов. Проблемы преемственности.

 

 

2 четверть

1.Открытый урок  русского языка в 7  классе. Учитель Никулина Ю.В.

    Анализ урока.

2.Открытый урок по обществознанию в 8 классе. Учитель Савина С.В.

2.Отчёт по самообразованию  Сафонова С.Ю.               .

3. Итоги школьного тура предметных олимпиад.

4. Подготовка недели гуманитарных наук.

 

3 четверть

1.Открытый урок русского языка в 5кл.Учитель Сафонова С.Ю

2. Открытый урок немецкого языка в 5 классе. Учитель Таганова А.А.

3. Анализ результатов районных олимпиад.

4. Проведение недели гуманитарных наук.

4 четверть

1. Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

2. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ).

3. Подведение итогов работы  учителей  по своим методическим темам.

4. Отчёт о работе МО.