Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
за 2015-2016 учебный год
Цель: проанализировать работу методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В 2015-2016 учебном году методическое объединение учителей гуманитарного цикла работало над темой «ФГОС ООО в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».
В состав методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла входили учителя немецкого языка Соловьёва Л.Б., Макарова Л.В., русского языка Л.Н.Нургаязова, Никулина Ю.В., Сафонова С.Ю., истории Савина С.В.
ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения. Для достижения поставленной цели ШМО учителей гуманитарного цикла в течение года решало следующие задачи:
1. Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему вебинаров, курсов повышения квалификации, в том числе дистанционные курсы, обмен опытом, самообразование.
3. Содействие раскрытию творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
4. Организация системной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории.
НАПРАВЛЕНИЯ:
1. Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных методов обучения.
2. Разработка с последующим применением эффективных методик тестирования, анализа и подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
3. Повышение грамотности письменной и устной речи обучающихся, расширение словарного запаса.
4. Повышение результативность личностно-ориентированного образования.
5. Способствовать всестороннему развитию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
6. Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: участие в конкурсах, олимпиадах, проектах.
Для решения поставленных задач в течение учебного года было проведено 3 заседания ШМО. Тематика заседаний соответствовала теме ШМО и поставленным задачам. Был проведён открытый урок Сафоновой С.Ю.- 5класс, русский язык- «Употребление имён существительных, стоящих только во множественном числе». Не проведено заседание методобъединения во 2-ой четверти. Учителями были рассмотрены вопросы по реализации новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла, результаты итоговой аттестации по русскому языку, обществознанию, а также были рассмотрены рабочие программы, программы элективных курсов по предметам гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год. Члены ШМО обсудили план проведения предметных недель, утверждён план работы МО на новый учебный год.
На уроках учителями использовались современные педагогические технологии : элементы проблемного обучения, РКМЧП, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. ПК применяется однотипно практически у всех педагогов.
Учителя предметов гуманитарного цикла повышали свои компетенции через курсы, семинары, вебинары. Всеми педагогами пройдены курсы повышения квалификации «Профессиональный стандарт учителя: взаимодействие с родителями», кроме их: Савина С.В. прошла курсы-«Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и историко-культурного стандарта»(72ч), участвовала в вебинарах "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по истории России для 7 кл»,"Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте…", в семинаре : «Проектирование и оценка сценария урока». Логинова О. Б., к.п.н., научный консультант Научно-образовательного центра АО «Издательство «Просвещение». Нургаязова Л.Н. была членом профессионального общественного жюри областной этап Всероссийского конкурса "Учитель года России" . Участвовала в вебинарах "Итоговое сочинение: тематические направления "ДОМ","ЛЮБОВЬ", "Итоговое сочинение: тематическое направление "Год литературы в России"( из цикла вебинаров "Сочинение?Легко! Перезагрузка")".
Внеклассная работа по предметам
В течение года учителя работали над развитием интереса обучающихся к предметам, ученики участвовали:
- в школьных олимпиадах по русскому языку (4 чел.), обществознанию- 3 чел, истории- 3чел.
- в 1 Международной олимпиаде "Мега_Талант" по истории России- (5чел)
- в Международном дистанционном блиц-турнире "История предков", организатор "Новый урок" (6 чел)
- в Международном дистанционном блиц-турнире "Общественное устройство" проекта "Новый урок"- (5 чел)
- в Международном конкурсе по истории Древнего мира и Истории России. Организатор "Я-энциклопедия" (5 чел);
- во Всероссийской олимпиаде (гуманитарный цикл)- 10,11 кл (призёры)
- во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку имени Кирилла и Мефодия-(2чел)
- Команда 10 класса участвовала в областном конкурсе образовательных проектов «Ярославия-уникальный край» с проектом «Топонимические названия с.Варегово и его окрестностей»
- в Международной олимпиаде по русскому языку проекта "Инфоурок" сезон "Зима 2015-2016"- 10 кл-2 чел. (призёры)
- в Международной олимпиаде по литературе проекта "Инфоурок" сезон "Зима 2015-2016"-10 кл-2чел (призёры);
- – 9-11кл. – брейн- ринг «Знаешь ли ты немецкоязычные страны».
Участие в конкурсах, проектах, викторинах даёт возможность обучающимся проявить свои возможности, раскрыть резервы и увидеть пробелы в знаниях.
Решением педагогического совета были приняты формы итоговой промежуточной аттестации
Класс |
|
Форма промежуточной аттестации |
Справились % |
«4» и «5» % |
5 |
ря |
Диктант с грамматическим заданием |
100 |
33 |
6 |
ря |
Контрольная работа |
100 |
60 |
7 |
ря |
Контрольная работа |
100 |
71 |
7 |
общ |
Тест |
100 |
71 |
8 |
ря |
Диктант |
100 |
43 |
8 |
лит |
Сочинение |
82 |
43 |
10 |
ря |
Тест(формат ЕГЭ) |
100 |
25 |
В анализе работ обучающихся выявлены общие ошибки :
- по русскому языку необходимо обратить внимание на формирование навыка различения частей речи (прил/ прич/дееприч), на тему « Словосочетание» , «Второстепенные чл. предл.» .
Результаты обучающихся свидетельствуют о понимании ими изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применять изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий.
По результатам общения коллег выявлены недочеты: отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика; не всегда планируется урок на учащихся с высоким уровнем мотивации; не дается домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Итоговая аттестация.
Государственную итоговую аттестацию обучающиеся 9 и 11 классов прошли успешно:
ГИА. 9 класс.
Русский язык (Красавина Т.Г.) |
||
5чел |
||
Средн. балл |
Справ. 100% |
Успешн.% |
27 |
100 |
60 |
ЕГЭ.11 класс.
Предметы/учитель |
min, подтверждающий сдачу экзамена |
max
|
min
|
средний балл по школе |
Успешность % |
Русский язык (уч.Нургаязова Л.Н.) |
24
|
71 |
70 |
70.5 |
100 |
Экзамены по выбору (11класс):
предметы |
количество сдаваемых |
сдали экзамен % |
min, подтверждающий сдачу экзамена |
min |
max |
средн.балл по школе |
успешность |
Обществознание (уч.Савина С.В.) |
2
|
100
|
|
|
|
|
|
Анализ работы ШМО показал, что в целом, профессионализм учителей растет, качество преподавания повышается, за счет использования современных методов обучения. Однако проблемой остается
- недостаточная практическая направленность в деятельности ШМО.
На 2016-2017 учебный год продолжить работу над методической темой:
«Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования»
Задачи:
- продолжить знакомство педагогов с современными технологиями и методиками обучения, в т.ч. информационными, проследить их использование в работе педагогов;
- формировать умения педагогов в области проектирования и конструирования образовательного процесса в основной школе в соответствии с современными требованиями;
- выявлять, изучать, обобщать и распространять творческий опыт педагогов школы через открытые уроки.
Формы методической работы:
- работа учителей над темами самообразования;
- открытые уроки;
- творческие отчеты;
- предметные недели;
- консультации по организации и проведению современного урока;
- систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов
План работы МО учителей гуманитарного цикла
на 2016-2017 учебный год
Изучение нормативных документов по изменениям в государственной (итоговой ) аттестации в 9, 11 классах. (сент.)
Внедрения ФГОС в 7 классе ООО по всем предметам гуманитарного цикла, анализ и обсуждение проблем. (сент.)
Обучение учителей работе с интерактивной доской
Изучение новой линии учебников по ФГОС и их использование (авг.)
Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ. (сент.-декабрь).
Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам. (в течение года)
Оформление стендов по подготовке к экзаменам в 9-х и 11-х классах. (март)
Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля по графику. (март)
Приобретение материалов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. (август,март)
Анализ наличия необходимых учебников и программ. (август)
Систематизация тестовых заданий по классам и темам. ( в течение года)
Участие в семинарах для учителей по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Проверочные работы по преемственности в 5-х классе с последующим анализом.(сентябрь)
Входные контрольные работы с 5 по 11 классы. (сентябрь)
Неделя гуманитарных наук (октябрь)
Участие в конкурсах, викторинах различного уровня.
Организация школьных олимпиад. (октябрь-ноябрь)
Заседания ШМО
1 четверть
1. Утверждение плана работы на новый учебный год.
2. Основные направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла.
3. Утверждение тем по самообразованию.
4. Корректировка и утверждение рабочих программ учителей
5. Анализ результатов государственной итоговой аттестации и итоговых контрольных работ.
6. Качество знаний учащихся 5 классов. Проблемы преемственности.
2 четверть
1.Открытый урок русского языка в 7 классе. Учитель Никулина Ю.В.
Анализ урока.
2.Открытый урок по обществознанию в 8 классе. Учитель Савина С.В.
2.Отчёт по самообразованию Сафонова С.Ю. .
3. Итоги школьного тура предметных олимпиад.
4. Подготовка недели гуманитарных наук.
3 четверть
1.Открытый урок русского языка в 5кл.Учитель Сафонова С.Ю
2. Открытый урок немецкого языка в 5 классе. Учитель Таганова А.А.
3. Анализ результатов районных олимпиад.
4. Проведение недели гуманитарных наук.
4 четверть
1. Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
2. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ).
3. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
4. Отчёт о работе МО.