Страница обновлена 15.12.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вареговская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 15.12.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вареговская средняя общеобразовательная школа

Организация питания обучающихся осуществляется через школьную столовую, в которой организовано горячее питание обучающихся. Помещение столовой расположено на 1 этаже здания №2. Вместимость обеденного зала –36 человек.

Приготовление горячего питания осуществляется в дни посещения занятий.

Информация о наличии диетического меню в школе

Диетическое меню отсутствует, так как нет заявлений от родителей (законных представителей) на предоставление диетического меню.

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих или реализующих пищевые продукты и продовольственное сырье в школе

Для организации питания детей с 1.09.2023  продукты питания поставляются следующими организациями:

1. ИП Малькова Н.Н.

ИНН 760401806050

Адрес: 150008, Ярославская область, Ярославский район, деревня Малое Филимоново, улица Вишнёвая, дом 49

2.ИП Куприянов

ИНН 761100005202

Адрес: 152385, Ярославская область, Большесельский район, с.Варегово,ул.Школьная,д.1б

Горячая линия

8 (48542) 2-55-88 – директор школы, Долгова Инна Владимировна

8 (48542) 2-94-23 – начальник управления образования Администрации Большесельского МР, Барышникова Ольга Анатольевна

8 (4852) 31-43-45 –  департамент образования Ярославской области

+7 (800) 200-91-85 – Минпросвещения России по вопросам организации питания школьников:

В нашем регионе воплощаются в жизнь поручения президента Российской Федерации. Одно из них – обеспечение бесплатным горячим питанием школьников начальных классов.

Уважаемые родители!

С 01 сентября 2022 года по 31 мая 2023 года  учащиеся 1-4 классов будут  получать бесплатное горячее питание.

ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ  УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

 

  • учащиеся 1-4-х классов обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием;
  • учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
  • учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому обеспечиваются продуктовым набором (сухим пайком) (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»);
  • дети-инвалиды обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием;
  • дети из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием;
  • дети из многодетных малоимущих семей (получивших единовременную выплату к началу учебного года) обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием;
  • дети из многодетных не малоимущих семей обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием.                                                                                                          C  01 мая 2022 года стоимость предоставляемого набора продуктов изменилась: 

Одноразовое бесплатное горячее питание на сумму 75 рублей  в день. 

Двухразовое бесплатное горячее питание на сумму 150 рублей в день.

 

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

        Предоставление горячего питания за счет средств бюджета отдельных  категорий учащихся 1-11-х классов производится на основании заявления родителей  и  копий следующих документов:

  • категория «учащиеся с ограниченными возможностями здоровья» – копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • категория «учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому» – копия заключения медицинской организации;
  • категория «дети-инвалиды, имеющие статус  учащихся с ограниченными возможностями здоровья»  – копии справки об инвалидности;
  • категория «дети из малоимущих семей» – справка из отдела социальной защиты населения на основании поданных документов: 

•          Паспорт гражданина РФ – заявителя;

•          Документы, подтверждающие родственные отношения (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о заключении (расторжении) брака) и др;

•          Справка о составе семьи;

•          Справка о совместно зарегистрированных гражданах;

•          Сведения обо всех видах доходов всех зарегистрированных (за три месяца предшествующих обращению) кроме пенсии;

•          Выписка из лицевого счета СБ (других банков) за 3 месяца, предшествующих обращению,  всех зарегистрированных;

•          Сведения о принадлежащем заявителю и всем зарегистрированным гражданам имуществе на праве собственности (квартиры, дома, транспорт, земельный участок, дача, гараж) и др;

•          Трудовые книжки (для неработающих трудоспособных граждан) и выписка из лицевого счета застрахованного лица из пенсионного фонда для указанной категории граждан;

•          Документы, подтверждающие льготный статус (удостоверение многодетного родителя, справка об инвалидности) и др.

График организации питания обучающихся

Положение о родительском контроле за организацией питания

Горячее питание

Примерное меню школьной столовой на 2022-2023 учебный год для обучающихся 7-11 лет

Примерное меню школьной столовой на 2022-2023 учебный год для обучающихся 12-18 л                  

 Положение об организации питания обучающихся МОУ Вареговской сош

    Принято на заседании педагогического                                                                 Утверждаю
совета (протокол № 5  от  31.08.2015г.)                                        Директор школы           Л.В.Макарова
                                                                                                              (приказ №39а от 31.08.2015г.)

                                                   

                                                       Положение
о бракеражной комиссии
муниципального общеобразовательного учреждения

Вареговской средней общеобразовательной школы

 

I. Общее положение

1.1. Настоящее Положение разработано в целях усиления контроля за качеством питания в школе. Бракеражная комиссия создается приказом директора школы на начало учебного года.

 1.2. Бракеражная комиссия осуществляет контроль за доброкачественностью готовой и сырой продукции, который проводится органолептическим методом. Бракераж пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии. При проведении бракеража руководствоваться требованиями на полуфабрикаты, готовые блюда и кулинарные изделия.
Выдачу готовой пищи следует проводить только после снятия пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче. При нарушении технологии приготовления пищи комиссия обязана запретить выдачу блюд учащимся, направить их на доработку или переработку, а при необходимости – на исследование в санитарно – пищевую лабораторию.

1.3. Бракеражный журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью; хранится бракеражный журнал у завхоза.
В бракеражном журнале отмечаются результаты пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция, жёсткость, сочность др.

1.4. Полномочия комиссии

Бракеражная комиссия школы:

·         осуществляет контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;

·         проверяет на пригодность складские и другие помещения для хранения продуктов питания, а также условия их хранения;

·         ежедневно следит за правильностью составления меню;

·         контролирует организацию работы на пищеблоке;

·         осуществляет контроль сроков реализации продуктов питания и качества приготовления пищи;

·         следит за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

·         периодически присутствует при закладке основных продуктов, проверяет выход блюд;

·         проводит органолептическую оценку готовой пищи, т. е. определяет ее цвет, запах, вкус, консистенцию, жесткость, сочность и т. д.;

·         проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей.

II. Методика органолептической оценки пищи

2.1. Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, её цвет.

2.2.  Затем определяется запах пищи. Запах определяется при затаённом дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селёдочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.

2.3. Вкус пищи, как и запах, следует устанавливать при характерной для неё температуре.

2.4. При    снятии    пробы    необходимо     выполнять    некоторые    правила

предосторожности: из сырых продуктов пробуются только те, которые применяются в сыром виде; вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха, а также в случае подозрения, что данный продукт был причиной пищевого отравления.

 

III.  Органолептическая оценка первых блюд

3.1. Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берётся в небольшом количестве на тарелку. Отмечают внешний вид и цвет блюда, по которым можно судить о соблюдении технологии его приготовления. Следует обращать внимание на качество обработки сырья: тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязнённости.

3.2. При оценке внешнего вида супов и борщей проверяют форму нарезки овощей и других компонентов, сохранение её в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов).

3.3. При органолептической оценке обращают внимание на прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы. Недоброкачественные мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных плёнок.

3.4. При проверке пюреобразных супов пробу сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие непротёртых частиц. Суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности.

3.5. При определении вкуса и запаха отмечают, обладает ли блюдо присущим ему вкусом, нет ли постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосолёности, пересола. У заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус. Если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны.

3.6. Не  разрешаются блюда с привкусом сырой и подгоревшей муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом и др.

IV.  Органолептическая оценка вторых блюд.

4.1. В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) даётся общая.

4.2. Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3. При наличии крупяных, мучных или овощных гарниров проверяют также их консистенцию. В рассыпчатых кашах хорошо набухшие зёрна должны отделяться друг от друга. Распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зёрен, посторонних примесей, комков. При оценке консистенции каши её сравнивают с запланированной по меню, что позволяет выявить недовложение.

4.4. Макаронные изделия, если они сварены правильно, должны быть мягкие и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки. Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.5. При оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, на консистенцию блюд, их внешний вид, цвет. Так, если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует поинтересоваться качеством исходного картофеля, процентом отхода, закладкой и выходом, обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира. При подозрении на несоответствие рецептуре – блюдо направляется на анализ в лабораторию.

4.6. Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Если в состав соуса входят пассированные коренья, лук, их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию. Обязательно обращают внимание на цвет соуса. Если в него входят томат и жир или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета. У плохо приготовленного соуса – горьковато-неприятный вкус. Блюдо, политое таким соусом, не вызывает аппетита, снижает вкусовые достоинства пищи, а следовательно, её усвоение.

4.7. При определении вкуса и запаха блюд обращают внимание на наличие специфических запахов. Особенно это важно для рыбы, которая легко приобретает посторонние запахи из окружающей среды. Варёная рыба должна иметь вкус, характерный для данного её вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная – приятный слегка заметный привкус свежего жира, на котором её жарили. Она должна быть мягкой, сочной, не крошащейся сохраняющей форму нарезки.

 

V.  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БЛЮД

 «Удовлетворительно» – блюдо приготовлено в соответствии с технологией;

 «Неудовлетворительно» – изменения в технологии приготовления блюда невозможно исправить. К раздаче не допускается, требуется замена блюда.

5.2. Оценки качества блюд и кулинарных изделий заносятся в журнал установленной формы, оформляются подписями всех членов комиссии.
5.3. Оценка «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», данная бракеражной комиссией или другими проверяющими лицами, обсуждается на совещаниях при директоре и на планерках.
Лица, виновные в неудовлетворительном приготовлении блюд и кулинарных изделий, привлекаются к материальной и другой ответственности.
5.4. Для определения правильности веса штучных готовых кулинарных изделий и полуфабрикатов одновременно взвешиваются 5 – 10 порций каждого вида, а каш, гарниров и других нештучных блюд и изделий – путем взвешивания порций, взятых при отпуске потребителю.


VI. Управление и структура.

4.1. В состав бракеражной комиссии входит:

-         директор;

-         учитель;

-          председатель профсоюзной организации;

-         повар;

-         завхоз.

 


Памятка для школьников «Здоровое питание»

 


Памятка для школьников «Здоровое питание»

http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_26fe42f3.jpg
Пирамида здорового питания

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям,
не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. 

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и

4 ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не
картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники
 должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. 

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно
уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. 

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные
 изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые
клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное
поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. 

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их
долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. 

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ,
которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. 

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и
углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. 

http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_33352a2e.jpgШкольники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет —
90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса. 

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов),
нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет. 

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе
детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени
соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как
 обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл.
Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. 

  Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками
являются мясо, рыба и яйца. 

П
http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_5ca663ef.jpgища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.
 Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи.
Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального
питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким
образом облегчает для него процесс обучения. 

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного
 развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением
костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы
связаны с окончательным созреванием и формирование человека. 

К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока
 информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки,
домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные
потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от
возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты,
богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия
 жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается
трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная,
 гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца,
мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь
переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ,
витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно,
 если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие
бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например,
 применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и втрое больше
магния, чем в белом хлебе. 

Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо
 иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и
овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к
хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию,
поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он
 должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное
количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед
сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и
 медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные
соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также:
витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это:
 картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток,
крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы,
ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола. 

Принципы сбалансированного питания 


  • если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление
     организма; 

  • в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти
     ломкими; худеем за счет потери белка мышц; 

  • совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира
    должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте
    содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные; 

  • процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных
     веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться. 


Рhttp://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_4bde1e5f.jpgыба и морепродукты — это здоровая пища.
Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь,
 сардины) есть жирные кислоты
Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни.
В
http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_2aa7d89b.jpg овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.
Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В
http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_79241546.jpg них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости.
В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых
 (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых
обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество
калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой
кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах
пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества. 

  

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует
Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие
 продукты, тем лучше.   

http://netnado.ru/pamyatka-dlya-shkolenikov-zdorovoe-pitanie/16201_html_44daf3b2.jpg

Полноценное и правильно организованное питание — необ­ходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих
заболеваний. 

Мы, родители, в ответственности за то, как организовано пи­тание наших детей. 

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ: 


  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наиме­нований
     разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов
    питания.

  2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присут­ствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб,
    крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр —
    не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

  3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
    Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий зав­трак
  4.  в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома,
  5.  а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
    Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу),
  6.  в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).

  7. Следует употреблять йодированную соль.

  8. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные
  9. для детей соответствующего возраста.

  10. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шипов­ника.

  11. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

  12. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы),
    необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени
     отклонения физического развития от нормы.

  13. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.  


Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся
в овощах, фруктах, злаках, орехах.
 

Пища плохо усваивается (нельзя принимать): 


  • Когда нет чувства голода.

  • При сильной усталости. 

  • При болезни. 

  • При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности. 

  • Перед началом тяжёлой физической работы. 

  • При перегреве и сильном ознобе. 

  • Когда торопитесь. 

  • Нельзя никакую пищу запивать. 

  • Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. 


Рекомендации: 


  • В питании всё должно быть в меру; 

  • Пища должна быть разнообразной; 

  • Еда должна быть тёплой; 

  • Тщательно пережёвывать пищу; 

  • Есть овощи и фрукты; 

  • Есть 3—4 раза в день; 

  • Не есть перед сном; 

  • Не есть копчёного, жареного и острого; 

  • Не есть всухомятку; 

  • Меньше есть сладостей; 

  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п. 


Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных
продуктов, рыбы, постного мяса. 

А также…
Умеренность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность. 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!